14 декабря 2023 года в Институте филологии и межкультурной коммуникации рамках Казанского международного лингвистического саммита состоялись заседания трех секций направления «Русский язык и методика его преподавания» международной научно-практической конференции «Современная лингвистика: ключ к диалогу».
На направление «Русский язык и методика его преподавания» в этом году было подано около 70 заявок. География участников довольно обширная: Россия, Китай, Иордания, Сербия, Казахстан, Узбекистан и др., разные города России – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Волгоград, Самара, Хабаровск, Воронеж, Чебоксары, Пенза, Мурманск, Куйбышев, Иркутск, Архангельск, Краснодар, Оренбург, Смоленск и др. Подавляющее большинство участников – профессора и доценты. С каждым годом увеличивается количество учителей русского языка и литературы, а также молодых ученых – аспирантов, магистрантов. Участники выступали очно или дистанционно. Доклады, которые прозвучали во время секций, полностью соответствовали заявленному направлению, в них были отражены актуальные проблемы русистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе.
На секции 1 (научный модератор профессор Ерофеева И.В., технический модератор Сабирова А.И.) был заявлен 21 доклад, обсуждались вопросы диахронии и синхронии, словообразования, грамматики, функционирования лексических, морфологических единиц, а также социологические аспекты изучения русского языка. Особенно стоит отметить доклады профессоров Шептухиной Елены Михайловны (Документный текст в диахронии: лингвистические принципы анализа), Киселевой Ларисы Айратовны (Теоретические и прикладные аспекты исследования эмотивного фонда русского языка), Садченко Валентины Тарасовны (Сложные глагольные дериваты в русских говорах).
На секции 2 (научный модератор доцент Юсупова З.Ф., технический модератор Мухаметшин Л.М.) было 20 докладов, в центре внимания докладчиков были проблемы совершенствования методики преподавания русского языка в школе и вузе: Лукоянова Юлия Константиновна (Особенности преподавания курса «Стилистика русского языка» иностранным студентам), Карамышева Светлана Николаевна (Мультимедийный комплекс по учебной дисциплине «Русский язык и деловая коммуникация«), Давлатова Мансура Мансуровна (Формирование лингвокультурологической компетенции при обучении китайских магистрантов языку специальности), Поселенова Анна Валентиновна (Эвристическая беседа на уроках русского языка как один из методов развития словарного запаса обучающихся) и др.
На секции 3 (научный модератор зав. кафедрой РКИ Габдреева Н.В., технический модератор Данилов А.В.) был заявлен 21 доклад, основное внимание участников было сфокусировано на проблемах преподавания русского языка как иностранного: Габдреева Наталья Викторовна (Феноменология лингвистической девиации (опыт обучения РКИ)), Немыко Анна Анатольевна (Учебный научный текст в практике преподавания русского языка как иностранного), Короткова Ольга Николаевна (Обучение этикетным нормам в курсе РКИ), Мельниченко Наталья Петровна (Изучение существительных общего рода на занятиях по русскому языку как иностранному), Ланге Нина Витальевна (Обучение иностранных студентов-медиков записи в медицинскую карту адреса пациента) и др.
Выступления сопровождались краткими обсуждениями, участники обменивались мнениями, предлагались разные пути решения проблемы.
Благодарим всех участников за проявленный интерес к проблематике конференции, желаем дальнейших успехов!