30 октября 2024 г. состоялась работа секции «Теория и методика обучения иностранным языкам», посвященная рассмотрению актуальных проблем в методике преподавания в средних и высших учебных заведениях. Научный руководитель – профессор Газизова А.И.
Научными модераторами 4 подсекций выступили профессор Газизова А.И., доценты Яшина М.Е., Хасанова О.В., Низамиева кафедры теории и практики преподавания иностранных языков Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.
Технические модераторы – Бибик Е.А., Шарифуллина Э.А., Буслаева Т.Х., Максимова Ю.О.
В работе 1 подсекции участвовали 5 преподавателей высших учебных заведений, 1 аспирант и 3 студента. Были заслушаны следующие доклады:
- Соловьева Наталия Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры «Иностранные языки» (Москва, Московский технический университет связи и информатики) — «Оценка эффективности применения цифровых инструментов в преподавании технического английского языка»;
- Бурганова Аделина Ирековна, студент 2 курса магистратуры (Казань, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет) – «Методы и приёмы изучения неологизмов на уроках английского языка»;
- Скворцова Наталья Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук (Москва, ФГБОУ ВО МГЛУ) – «ChatGPT в создании учебных материалов для профессионально-ориентированного обучения английскому языку»;
- Гончарова Валерия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 1 ВШ СГН (Москва, РЭУ им. Г.В. Плеханова) – «Использование делового потенциала медиатекстов в языковой подготовке организационных психологов»;
- Турецкова Ирина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков (Оренбург, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет») – «Фасилитация в педагогическом дискурсе: цель и функции»;
- Galstyan Susanna Surenovna, доцент кафедры международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности (Москва, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина) – «Формирование языковой и речевой компетенции в вузе при обучении иностранным языкам»;
- Артёмова Юлия Владимировна, аспирант института иностранных языков РУДН (Москва, РУДН) – «Проверка достоверности полученных результатов в ходе экспериментальной деятельности»;
- Базяева Яна Ильшатовна, студент (Казань, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет) – «Применение интенсивного тьюторинга в обучении английскому языку»;
- Мударисова Карина Вадимовна, студент (Казань, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет) – «Использование аудиовизуальных материалов в обучении технике чтения на английском языке».
Региональный состав участников секции: Россия (Москва) – 5 человек; Россия (Оренбург) – 1 человек; Россия (Казань) – 3 человека.
Лучшим среди всех был признан доклад Скворцовой Н.С., посвященный возможностям ChatGPT в создании учебных материалов для профессионально-ориентированного обучения английскому языку. Большой интерес аудитории вызвал также доклад Гончаровой В.В., посвященный использованию делового потенциала медиатекстов в языковой подготовке организационных психологов.
В заключение работы секции профессор Газизова А.И. подвела итоги, в частности, прозвучали соображения о методологии и практическом применении результатов исследований докладчиков, общем впечатлении от секции и благодарности участникам конференции.
В работе 2 подсекции из 13 участников 5 выступили в очном формате. В работе приняли участие представители разных городов России, что позволило участникам познакомиться с разнообразными подходами к преподаванию иностранных языков в разных регионах: Казань, Калининград, Оренбург, Санкт-Петербург, Москва.
Выступления, заслуживающие особого внимания:
- Сайпанова Аврора Эдуардовна (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация) представила доклад на тему: «Развитие лингвострановедческой компетенции при обучении немецкому языку с помощью виртуальной онлайн-экскурсии».
- Шерстнёва Анастасия Андреевна (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация) поделилась своими мыслями о «Дискурс-ориентированном интегративном подходе в обучении студентов-лингвистов аргументативным стратегиям лингводидактического академического дискурса».
- Санези Маттео (Российский Университет Дружбы народов, Москва, Российская Федерация) представил доклад на тему: «Authentic Teaching Materials across Pedagogy and Linguistics».
В подсекции выступили как опытные преподаватели и доценты Казанского университета, так и молодые специалисты, что создало плодотворную атмосферу для обмена знаниями и опытом. Работа подсекции прошла в уютной и творческой атмосфере, где участники смогли обменяться опытом и получить новую информацию о современных тенденциях в методике преподавания иностранных языков.
В работе 3 подсекции участвовали 10 преподавателей высших учебных заведений, 16 студентов и аспирантов. Были заслушаны следующие доклады:
- Dixon Alejandro Bautista Barajas, КФУ, Teaching collocations in EFL classes at digital school
- Алмохамед Алкомош Алаа, РУДН, The Imperative for Innovating Foreign Language Teaching Methods in the Digital Age
- Бородина Татьяна Федоровна, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ, Конструирование и реализация упражнений на развитие творческого воображения в процессе преподавания иностранного языка в вузе
- Казо Юлия Камильевна, Швейцария, Народный университет Юры, Частота допускаемых ошибок при формировании речевых умений на занятиях по английскому языку среди взрослых учащихся из Швейцарии
- Сухарева Дарья Алексеевна, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Технология критического мышления при обучении чтению иностранных студентов (на основе аутентичных текстов)
- Швец Анастасия Максимовна, КФУ, Особенности использования мультимодальных текстов в обучении лексики
- Шкилёв Роман Евгеньевич, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ, Судебная лексика: лингводидактический аспект
- Меркулова Алина Станиславовна, УрФУ, К вопросу о целях использования корейского языка как основного студентами-корееведами
Региональный состав участников секции: Швейцария – 1 человек; Россия (Москва) – 1 человека; Россия (Санкт-Петербург) – 2 человека; Россия (Казань) – 2 человека; Россия (Елабуга) – 2 человека; Россия (Екатеринбург) – 1 человек.
Лучшим среди всех был признан доклад Казо Ю.К., посвященный исследованию типичных ошибок и их частотности среди русско- и франкоязычных студентов. Большой интерес аудитории вызвал также доклад Шкилёва Р.Е., посвященный особенностям обучения юридическому переводу студентов лингвистического направления.
В процессе работы 4 подсекции было заслушано 11 докладов из заявленных 14, 5 докладчиков выступили очно, 6 – дистанционно. География участников была достаточно разнообразной: Кызылорда (Казахстан), Москва, Нижний Новгород, Великие Луки, Казань.
Тематика выступлений охватывала такие вопросы, как обучение иностранному языку через участие в научно-практических конференциях, развитие критического мышления при формировании читательской грамотности на основе художественных произведений и метод Jigsaw при организации экстенсивного чтения, применение пословиц и поговорок для формирования социокультурной компетенции, использование электронных ресурсов, веб-сайтов, игровых технологий на занятиях по иностранному языку. Вниманию слушателей была представлена познавательная стратегия школьников на основе индивидуализации в обучении иностранному языку и модель развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов в информационно-образовательной среде вуза, был сделан анализ семиотической составляющей в структуре иноязычной дискурсивной компетенции.
Особенно интересным и полезным был признан доклад заместителя главного редактора электронного журнала «Просвещение. Иностранные языки» Ширинян Марине Витальевны на тему «Актуальные аспекты разработки и использования учебно-методической литературы в цифровом пространстве иноязычного образования».
В целом, поднятые на подсекции темы были актуальными с точки зрения теории и практики преподавания иностранных языков, они вызвали большой интерес у участников и слушателей, которые обращались к докладчикам с вопросами и принимали участие в дискуссии.