29 ноября 2024

Секция «Теория и методика обучения иностранным языкам» Международной научной конференции «Вызовы и тренды современной лингвистики» в рамках V Казанского международного лингвистического саммита 2024 (KILS-2024)

30 октября 2024 г. состоялась работа секции «Теория и методика обучения иностранным языкам», посвященная рассмотрению актуальных проблем в методике преподавания в средних и высших учебных заведениях. Научный руководитель – профессор Газизова А.И.

Научными модераторами 4 подсекций выступили профессор Газизова А.И., доценты Яшина М.Е., Хасанова О.В., Низамиева кафедры теории и практики преподавания иностранных языков Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Технические модераторы – Бибик Е.А., Шарифуллина Э.А., Буслаева Т.Х., Максимова Ю.О.

В работе 1 подсекции участвовали 5 преподавателей высших учебных заведений, 1 аспирант и 3 студента. Были заслушаны следующие доклады:

  1. Соловьева Наталия Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры «Иностранные языки» (Москва, Московский технический университет связи и информатики) — «Оценка эффективности применения цифровых инструментов в преподавании технического английского языка»;
  2. Бурганова Аделина Ирековна, студент 2 курса магистратуры (Казань, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет) – «Методы и приёмы изучения неологизмов на уроках английского языка»;
  3. Скворцова Наталья Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук (Москва, ФГБОУ ВО МГЛУ) – «ChatGPT в создании учебных материалов для профессионально-ориентированного обучения английскому языку»;
  4. Гончарова Валерия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка № 1 ВШ СГН (Москва, РЭУ им. Г.В. Плеханова) – «Использование делового потенциала медиатекстов в языковой подготовке организационных психологов»;
  5. Турецкова Ирина Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков (Оренбург, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет») – «Фасилитация в педагогическом дискурсе: цель и функции»;
  6. Galstyan Susanna Surenovna, доцент кафедры международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности (Москва, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина) – «Формирование языковой и речевой компетенции в вузе при обучении иностранным языкам»;
  7. Артёмова Юлия Владимировна, аспирант института иностранных языков РУДН (Москва, РУДН) – «Проверка достоверности полученных результатов в ходе экспериментальной деятельности»;
  8. Базяева Яна Ильшатовна, студент (Казань, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет) – «Применение интенсивного тьюторинга в обучении английскому языку»;
  9. Мударисова Карина Вадимовна, студент (Казань, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет) – «Использование аудиовизуальных материалов в обучении технике чтения на английском языке».

Региональный состав участников секции: Россия (Москва) – 5 человек; Россия (Оренбург) – 1 человек; Россия (Казань) – 3 человека.

Лучшим среди всех был признан доклад Скворцовой Н.С., посвященный возможностям ChatGPT в создании учебных материалов для профессионально-ориентированного обучения английскому языку. Большой интерес аудитории вызвал также доклад Гончаровой В.В., посвященный использованию делового потенциала медиатекстов в языковой подготовке организационных психологов.

В заключение работы секции профессор Газизова А.И. подвела итоги, в частности, прозвучали соображения о методологии и практическом применении результатов исследований докладчиков, общем впечатлении от секции и благодарности участникам конференции.

В работе 2 подсекции  из 13 участников 5 выступили в очном формате. В работе приняли участие представители разных городов России, что позволило участникам познакомиться с разнообразными подходами к преподаванию иностранных языков в разных регионах: Казань, Калининград, Оренбург, Санкт-Петербург, Москва.

Выступления, заслуживающие особого внимания:

  1. Сайпанова Аврора Эдуардовна (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация) представила доклад на тему: «Развитие лингвострановедческой компетенции при обучении немецкому языку с помощью виртуальной онлайн-экскурсии».
  2. Шерстнёва Анастасия Андреевна (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация) поделилась своими мыслями о «Дискурс-ориентированном интегративном подходе в обучении студентов-лингвистов аргументативным стратегиям лингводидактического академического дискурса».
  3. Санези Маттео (Российский Университет Дружбы народов, Москва, Российская Федерация) представил доклад на тему: «Authentic Teaching Materials across Pedagogy and Linguistics».

В подсекции выступили как опытные преподаватели и доценты Казанского университета, так и молодые специалисты, что создало плодотворную атмосферу для обмена знаниями и опытом. Работа подсекции  прошла в уютной и творческой атмосфере, где участники смогли обменяться опытом и получить новую информацию о современных тенденциях в методике преподавания иностранных языков.

В работе 3 подсекции участвовали 10 преподавателей высших учебных заведений,  16 студентов и аспирантов.  Были заслушаны следующие доклады:

  1. Dixon Alejandro Bautista Barajas, КФУ, Teaching collocations in EFL classes at digital school
  2. Алмохамед Алкомош Алаа, РУДН, The Imperative for Innovating Foreign Language Teaching Methods in the Digital Age
  3. Бородина Татьяна Федоровна, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ, Конструирование и реализация упражнений на развитие творческого воображения в процессе преподавания иностранного языка в вузе
  4. Казо Юлия Камильевна, Швейцария, Народный университет Юры, Частота допускаемых ошибок при формировании речевых умений на занятиях по английскому языку среди взрослых учащихся из Швейцарии
  5. Сухарева Дарья Алексеевна, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Технология критического мышления при обучении чтению иностранных студентов (на основе аутентичных текстов)
  6. Швец Анастасия Максимовна, КФУ, Особенности использования мультимодальных текстов в обучении лексики
  7. Шкилёв Роман Евгеньевич, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ, Судебная лексика: лингводидактический аспект
  8. Меркулова Алина Станиславовна, УрФУ, К вопросу о целях использования корейского языка как основного студентами-корееведами

Региональный состав участников секции: Швейцария – 1 человек; Россия (Москва) – 1 человека; Россия (Санкт-Петербург) – 2 человека; Россия (Казань) – 2 человека; Россия (Елабуга) – 2 человека; Россия (Екатеринбург) – 1 человек.

Лучшим среди всех был признан доклад Казо Ю.К., посвященный исследованию типичных ошибок и их частотности среди русско- и франкоязычных студентов. Большой интерес аудитории вызвал также доклад Шкилёва Р.Е., посвященный особенностям обучения юридическому переводу студентов лингвистического направления.

В процессе работы 4 подсекции было заслушано 11 докладов из заявленных 14, 5 докладчиков выступили очно, 6 – дистанционно. География участников была достаточно разнообразной: Кызылорда (Казахстан), Москва, Нижний Новгород, Великие Луки, Казань.

Тематика выступлений охватывала такие вопросы, как обучение иностранному языку через участие в научно-практических конференциях, развитие критического мышления при формировании читательской грамотности на основе художественных произведений и метод Jigsaw при организации экстенсивного чтения, применение пословиц и поговорок для формирования социокультурной компетенции, использование электронных ресурсов, веб-сайтов, игровых технологий на занятиях по иностранному языку. Вниманию слушателей была представлена познавательная стратегия школьников на основе индивидуализации в обучении иностранному языку и модель развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов в информационно-образовательной среде вуза, был сделан анализ семиотической составляющей в структуре иноязычной дискурсивной компетенции.

Особенно интересным и полезным был признан доклад заместителя главного редактора электронного журнала «Просвещение. Иностранные языки» Ширинян Марине Витальевны на тему «Актуальные аспекты разработки и использования учебно-методической литературы в цифровом пространстве иноязычного образования».

В целом, поднятые на подсекции темы были актуальными с точки зрения теории и практики преподавания иностранных языков, они вызвали большой интерес у участников и слушателей, которые обращались к докладчикам с вопросами и принимали участие в дискуссии.