Пленарные доклады
16 ноября в рамках в рамках Казанского международного лингвистического саммита состоялась пленарная сессия, посвященная клинической лингвистике и нейролингвистике, а также вопросам прикладной лингвистики. Выступали пять пленарных докладчиков. Открыли пленарное заседание ведущий научный сотрудник, и.о. зав. лабораторией компьютерной лингвистики Института проблем передачи информации им А.А.Харкевича Российской академии наук Леонид Лейбович Иомдин и профессор Департамента наук о языке и технологий Саарского университета Татьяна Августинова, представив совместный доклад о микросинтаксических единицах в тексте, корпусе и словаре с точки зрения языкового разнообразия. Выступление доктора филологических наук, профессора кафедры теории английского языка Волгоградского государственного социально-педагогического университета, профессора Российской академии образования, академика Российской академии естественных наук Желтухиной Марины Ростиславовны было посвящено воздействующему эффекту популяризации в медиапространстве. Далее прозвучали два доклада из области нейролингвистики: профессор когнитивной психологии из Университета Удине Андреа Марини, известный итальянский нейролингвист и нейропсихолог, один из авторов батареи тестов для оценки речи детей 4-12 лет, посвятил свое выступление расстройствам речевого развития; Татьяна Васильевна Ахутина, известный российский нейропсихолог и нейролингвист, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, представила детальный анализ особенностей исследования порождения речи в российской психолингвистике.
В заседании секции «Клиническая лингвистика и нейролингвистика, психолингвистика» приняли участие представители Университета Торонто, Национальной академии наук Азербайджана, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Московского городского педагогического университета, Института языкознания Российской академии наук, Высшей школы экономики (Санкт-Петербург), Казанского федерального университета. Модератором данного направления выступила зав. кафедрой прикладной и экспериментальной лингвистики Е.А.Горобец.
На секции обсуждались проблемы фонологической обработки, читательские стратегии в норме и при дислексии, вопросы связи билингвизма и развития регулярных функций у детей, особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра, психолингвистические аспекты эвфемизации, лингвистические аспекты изучения психоэмоционального состояния человека, вопросы лингвистической валидации психометрического инструментария для клинической практики (инструменты для диагностики когнитивных нарушений у взрослых, центральной сенситизации), особенности речи на психиатрических приемах. Во всех докладах был ярко выражен междисциплинарный контекст, поскольку представленные исследования находятся на стыке языкознания и других научных дисциплин.
Участники секции поделились положительными впечатлениями и запланировали встречу через год в рамках KILS 2022.
Источник информации: Е.А.Горобец