5 декабря 2023

KILS-2023: Экспертное обсуждение результатов научного исследования о формировании общероссийской гражданской идентичности школьника средствами родных языков и культур

2 декабря в рамках Лингвометодического фестиваля «Языковые тренды и методические инновации – 2023» состоялось экспертное обсуждение результатов научного исследования на тему «Родные языки и культуры в формировании общероссийской гражданской идентичности школьника», осуществленного силами Центра развития родных языков и культур народов Российской Федерации Российской академии образования. В нем приняли участие ведущие ученые и специалисты в области национального образования, развития родных языков и культур народов Российской Федерации. Все они заранее были ознакомлены с результатами проекта. Перед собравшимися с отчетным докладом выступил руководитель Центра развития родных языков и культур народов Российской Федерации Российской академии образования, член президиума Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку, доктор филологических наук, профессор Р.Р. Замалетдинов. В своем выступлении он отметил актуальность темы исследования в условиях полиэтнического государства, такого как Россия, подчеркнул, что основная цель исследования – научно-методическое обеспечение процесса формирования общероссийской гражданской идентичности школьника средствами родных языков и культур – успешно выполнена.

Участники экспертного обсуждения отметили, что в связи с продолжением глубоких, кардинальных политических и социально-экономических преобразований в России, наличием серьезных проблем в сфере идентичности и духовности подрастающих поколений одной из наиболее приоритетных в педагогической науке является задача целенаправленного формирования у современной учащейся молодежи общероссийской гражданской идентичности. Патриотическое воспитание, занимая особое место в ряду приоритетов новой эпохи развития межгосударственных отношений, должно приближать современную молодежь к высшим человеческим ценностям независимо от национальной принадлежности, к воспитанию поколений, которые будут представлять лицо конкретной нации.

Пробуждение у народа национального самосознания, достоинства и чувств, повышение интереса не только к прошлому своего края, но к настоящему и будущему, рассмотрение данных факторов в аспекте общечеловеческого характера требуют качественного структурно-содержательного совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе изучения исторического прошлого и культурного наследия народов и этносов, а также на примере современных жизненных реалий. Перед современным обществом встают актуальные образовательные и воспитательные задачи: формирование нового поколения социально-активных граждан России, преемников духовной культуры народа, традиций этноса и, вместе с тем, равноправных граждан всего государства и мирового сообщества.

Становление новой системы образования связано с поиском новых моделей этнокультурного и патриотического воспитания, которые позволят сформировать этнокультурную и гражданскую идентичность современной учащейся молодежи, актуализировать культурно-исторические традиций и духовно-нравственные ценности в рамках отечественного образования и воспитания. На сохранение этнокультурной идентичности и формирование единой гражданской идентичности, необходимость отражения в современных образовательных программах духовно-нравственного компонента в воспитании подрастающего поколения ориентируют официальные документы, такие как Национальная доктрина образования Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в России, Концепция модернизации Российского образования и др.

Однако на сегодняшний день отсутствует концептуальная модель формирования общероссийской гражданской идентичности на основе родных языков и культур. Проведенное в рамках Центра развития родных языков и культур народов Российской Федерации исследование в значительной степени восполняет данный пробел.

Необходимо учитывать тот факт. что в нашей стране для большинства национальных языков сложилась ситуация, когда родной язык расценивается как находящийся «под угрозой исчезновения», «в серьезной опасности» или «на грани исчезновения». В соответствии с данной классификацией, которая предлагается ЮНЕСКО, многие национальные языки объявлены исчезающими. Так, по прогнозам ведущих лингвистов-кавказоведов период существования национальных языков Северного Кавказа определен в 25 – 50 лет. Не последнюю роль в этом сыграло и принятие в последние годы федеральных и региональных законодательных актов, обусловивших сокращение учебных часов в школах по изучению родных языков в различных «этнических» регионах нашей страны. Это уже приводит к негативным последствиям с одной стороны в статусе и положении национальных языков, с другой — в сфере их изучения. Так, количество часов, предназначенных для изучения национальных языков в различных регионах нашей страны было сокращено, а сейчас, ставится вопрос об их добровольном изучении, что, вероятнее всего, может привести к еще большему ухудшению ситуации вокруг этих языков.

Участники экспертного обсуждения выразили беспокойство нависшей над национальными языками народов Российской Федерации угрозой, которая, безусловно, может привести к их исчезновению и как следствие, станет угрозой сохранению культуры многих народов. Единодушным было мнение о том, что в решении данной проблемы особая роль принадлежит системе образования и личности педагога, который является носителем языка, транслятором национальной культуры. Среди приоритетов региональных систем образования должно быть обеспечение готовности педагогических работников к формированию общероссийской гражданской идентичности школьника с учетом этнокультурной составляющей современного образования.

Участники экспертного обсуждения отметили, что сложившаяся образовательная ситуация актуализирует необходимость подготовки специалистов в области обучения родному языку и литературе, способных осуществлять деятельность по формированию общероссийской гражданской идентичности школьника средствами родных языков и культур, и, прежде всего, для уровня начального образования. Подготовка научно-методических рекомендаций по разработке концепции и программы формирования общероссийской гражданской идентичности средствами родных языков и культур в системе начального общего образования – важный вклад в реализацию данной задачи. Внедрение модели поликультурной школы в Российской Федерации дает образовательной системе возможность вновь, в продолжение лучших традиций отечественной школы, реализовывать наряду с ее основной миссией обучения не менее важные миссии школы – культуроформирующую и культуротранслирующую, то есть выполнять главное предназначение школы – воспитывать гражданина и патриота России.

На основе детального анализа опыта учета требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в предметной и методической подготовке будущего учителя русского языка и литературы, родного языка и литературы в Северо-Осетинском государственном педагогическом университете и Чеченском государственном педагогическом университете намечены дальнейшие шаги по совершенствованию системы подготовки учителей словесности видятся в мерах по повышению практикоориентированности обучения, в частности по увеличению объема и расширению спектра форм работы в рамках деятельности базовых кафедр методики, организуемых по соглашению с общеобразовательными учреждениями.

Все участники экспертного обсуждения сошлись в понимании того, что для всех регионов характерна чёткая взаимосвязь родного языка и воспитания, формирования ценностных ориентиров детей в поликультурном социуме. Родной язык справедливо рассматривается как площадка для формирования социокультурных и духовно-нравственных компетенций обучающихся, играет важную роль в воспитании чувства патриотизма, гражданской идентичности школьников. Важной миссией педагога в области родного языка является не только формирование языковых навыков у обучающихся, но и формирование их общероссийской гражданской идентичности.

Особое внимание участники экспертного обсуждения уделили оценке представленных методических рекомендаций по учебно-методическому и ресурсному обеспечению процесса формирования общероссийской гражданской идентичности средствами родных языков и культур.

Было отмечено, что методические рекомендации по научно-методическому и учебно-методическому обеспечению процесса формирования общероссийской гражданской идентичности средствами родных языков и культур имеют большое практическое значение в системе подготовки педагогических кадров для дошкольного образования.

Представители Республики Дагестан отметили, что подготовка специалистов, способных вести образовательную деятельность на родном языке проблема сложная, так как вряд ли можно найти другую территорию с таким сложным переплетением языков. В Дагестане официально признано 32 самостоятельных языка. По данным ЮНЕСКО, в республике насчитывается около 25 языков, которым присвоен статус «на грани исчезновения», так как ими пользуются несколько тысяч, а подчас и сотни человек. Поэтому, прежде всего, необходимо определиться с понятием «родной язык». На аварском языке родной язык означает «молочный язык», то есть язык матери. Таким образом, следует констатировать, что в Дагестане сложилась ситуация, когда многие люди свои родные языки в качестве средства коммуникации используют все реже.

В настоящее время, чтобы продлить жизнь таким языкам, в Дагестане во всех образовательных организациях регулярно проводят День родного языка, конкурсы чтецов, мастер-классы. Но эту проблему, конечно, не решить силами лишь одних школ. Важно в этой работе, чтобы на родных языках говорили с детьми в семьях, в детских садах, проводили обучение на родном языке в образовательных организациях. Сохранить родной язык, не утерять уникальные диалекты и говоры – это лишь капля в море проблем, которые необходимо решить, в том числе через подготовку специалистов в области среднего профессионального образования.

Внимание участников экспертного обсуждения было акцентировано на вопросе переподготовки специалистов в области родного языка, способных к формированию общероссийской гражданской идентичности учащихся начальной школы. Большая потребность в подобных кадрах делает необходимым организацию не только подготовки, но и переподготовки компетентных и востребованных специалистов в области родного (национального) языка и литературы в соответствии с новыми социокультурными условиями, обновленными ФГОС, запросами рынка образовательных услуг и работодателей, так как подготовка и переподготовка кадров являются звеньями одной системы и структурными элементами непрерывного образования.

В целом по результатам проведенного обсуждения проблем обоснования и разработки концепции и программы формирования общероссийской гражданской идентичности учащихся начальной школы средствами родных языков и культур, учебно-методического и ресурсного обеспечения данного процесса обозначен ряд общих проблем:

— недостаточная степень координации, отсутствие единства принципов и подходов, действий в деятельности учителей родного языка и литературы по формированию общероссийской гражданской идентичности учащихся как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне каждой образовательной организации общего образования;

— недостаточное отражение вопросов, связанных с формированием общероссийской гражданской идентичности учащихся, в существующих учебниках по родному языку (литературе);

— практически полное отсутствие учебно-методических пособий по формированию общероссийской гражданской идентичности учащихся начальных классов средствами родных языков и культур;

— отсутствие преемственности в формировании общероссийской гражданской идентичности учащихся преподавания родных языков средствами родных языков и культур на различных уровнях общего образования;

— незначительный объём использования современных информационных технологий в процессе формировании общероссийской гражданской идентичности учащихся средствами родных языков и культур народов Российской Федерации;

— отсутствие сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, по вопросам формировании общероссийской гражданской идентичности учащихся с общественными организациями, которые имеют отношение к сохранению родных языков.

В целях обеспечения единства в научно-мелодическом, учебно-методическом и ресурсном обеспечении процесса формирования общероссийской гражданской идентичности учащихся средствами родных языков и культур народов Российской Федерации участниками экспертного обсуждения были приняты следующие рекомендации:

  1. Разработанные методические рекомендации по учебно-методическому и ресурсному обеспечению процесса формирования общероссийской гражданской идентичности средствами родных языков и культур предложить для ознакомления, анализа и обсуждения широкому кругу
  • учителей родного языка и литературы образовательных организаций общего образования на территории Российской Федерации;
  • специалистов образовательных организаций высшего образования на территории Российской Федерации, реализующих программы подготовки и переподготовки учителей родного языка и литературы.
  1. Авторам учебников и учебных пособий по родному языку (литературе) более полно и последовательно отражать вопросы, связанные с формированием общероссийской гражданской идентичности учащихся.
  2. Образовательным организациям общего образования, осуществляющим преподавание родных языков (литератур) народов Российской Федерации
  • организовать систему методической работы по формированию общероссийской гражданской идентичности средствами родных языков и культур, предусматривающую:
    • владение современными образовательными технологиями формирования общероссийской гражданской идентичности в многонациональной образовательной среде;
    • активное знакомство с литературной периодикой и интернет-источниками на родном языке;
    • организацию постоянного взаимодействия с семьями обучающихся и национальными сообществами по формированию общероссийской гражданской идентичности;
    • умение вести воспитательную работу в соответствии со спецификой возраста обучающихся;
    • преемственность в формировании общероссийской гражданской идентичности учащихся преподавания родных языков средствами родных языков и культур на различных уровнях общего образования;
  • организовать систему воспитательной работы по формированию общероссийской гражданской идентичности средствами родных языков и культур, включающую разнообразные формы внеклассной воспитательной деятельности.

4. При организации повышения квалификации и переподготовки кадров по программам переподготовки «Учитель родного языка и литературы», предусмотреть создание курсов повышения квалификации по современным методикам формирования общероссийской гражданской идентичности средствами родных языков и культур, в том числе с использованием цифровых образовательных ресурсов.