С 2020 года Казанским федеральным университетом проводится одно из крупнейших в стране научных мероприятий в области лингвистики и сопредельных наук – Казанский международный лингвистический саммит (далее – Саммит). Соорганизаторами Саммита являются Институт языкознания и Институт лингвистических исследований Российской академии наук, Российская академия образования. В качестве партнеров Саммита выступают Министерство образования и науки Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан, Институт стратегии развития образования, Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации, Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Ассоциация учителей русского языка и литературы Российской Федерации (АССУЛ), Национальная ассоциация преподавателей английского языка России (НАПАЯЗ), Ассоциация «Содружество образовательных организаций им. А.С. Пушкина и педагогов».
Ключевым мероприятием Саммита традиционно является Международная научная конференция «Вызовы и тренды современной лингвистики» («Challenges and Trends in World Linguistics») (далее – Конференция), которая проводится в смешанном (онлайн и офлайн) формате. Это уникальная возможность представления, обсуждения и продвижения результатов исследований ведущих российских и зарубежных ученых в области лингвистики и языкового образования.
За прошедшие годы определились
Основные направления работы конференции:
- Компьютерная и корпусная лингвистика.
- Механизмы понимания и сложность текста: междисциплинарный подход.
- Палеорусистика и цифровая гуманитаристика.
- Когнитивная лингвистика.
- Клиническая и нейролингвистика, психолингвистика.
- Традиционная лингвистика и её цифровая трансформация.
- Литература, искусство и язык в мультикультурном мире.
- Русский язык и методика его преподавания.
- Татарский и другие тюркские языки в поликультурном мире.
- Теория и методика обучения иностранным языкам.
- Языковое разнообразие и многоязычие в образовании.
За пять лет в Конференции приняло участие около четырёх тысяч человек из более 40 стран мира, таких как США, Великобритания, Германия, Канада, Италия, Испания, Франция, Швейцария, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Норвегия, Дания, Словения, Китай, Индия, Индонезия, Израиль, Иран, Сингапур, Таиланд, Япония, Колумбия, Эквадор, Оман, Пакистан, Сенегал, Сирия, Турция, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и др. Россия была представлена учёными из практически всех регионов, десятков городов страны. Всего же мероприятия конференции в онлайн формате посетили более десяти тысяч человек.
Перед участниками Конференции выступили всемирно известные лингвисты, такие как:
директор Института языкознания РАН, профессор А.А. Кибрик;
директор Института лингвистических исследований РАН, член-корреспондент РАН Е.В. Головко;
научный руководитель Института лингвистических исследований РАН, академик РАН Н.Н. Казанский,
заведующий отделом языков Восточной и Юго-Восточной Азии Института языкознания РАН, академик РАН В.М. Алпатов;
заведующий отделом теоретического и прикладного языкознания Института языкознания РАН, профессор В.З. Демьянков;
президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) Владимир Ильич Толстой;
доктор биологических и филологических наук, академик Российской академии образования, директор Института когнитивных исследований и заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Владимировна Черниговская;
директор лаборатории дидактики и образовательных технологий Университета штата Аризона, профессор Даниэль Макнамара (США);
президент Европейской ассоциации компьютеризированного языкового обучения EUROCALL Мирьям Хаук (Великобритания);
директор Института региональных исследований Сианьского университета Шиу, Вице-президент Китайского энергетического альянса по изучению иностранных языков, директор Китайской ассоциации лингвистических исследований в области образования, профессор Лю Хуэй;
руководитель лаборатории когнитивной неврологии Университета Удине Андреа Марини (Италия);
проректор по науке Московского государственного лингвистического университета, директор Центра социо-когнитивных исследований дискурса при МГЛУ О.К. Ирисханова;
руководитель Школы лингвистики Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор Рахилина Екатерина Владимировна и многие другие.
Участники и гости Конференции имели возможность воочию увидеть и услышать выступления главных редакторов лучших отечественных и зарубежных научных журналов, индексируемых в БД Scopus и Web of Science, такие как Cюзан Гасс, главный редактор журнала Studies in Second Language Acquisition (Q1) (Великобритания, Cambridge University Press), профессор Джозеф Колпарт (Бельгия), главный редактор журнала Computer-Assisted Language Learning (Q1), Хилари Неси, главный редактор журнала Journal of English for Academic Purposes (Q1) (Великобритания, Elsevier BV), Ана Оскоз, редактор журнала CALICO (Q1) (США, Equinox Publishing Ltd), Данута Габриш-Баркер, соредактор журнала International Journal of Multilingualism (Q1) (Великобритания, Routledge), Дэниел Чан, главный редактор журнала e-FLT journal (Q2) (Сингапур, National University of Singapore), Н.К. Алимова, председатель Совета Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ), Т.А. Демешкина, главный редактор журнала «Вестник Томского государственного университета. Филология», заместитель главный редактор журнала «Вопросы лексикографии», Е.Г. Борисова, главный редактор журнала «Фундаментальная лингвистика», Л.Р. Дускаева, главный редактор международного научного журнала «Медиалингвистика» и многие другие.
Подготовленные участниками конференции и загруженные ими при регистрации на сайте Саммита материалы (статьи), соответствующие теме доклада, ежегодно публикуются в сборнике материалов конференции (электронное издание) и индексируются в РИНЦ.
Зарегистрированные участники Конференции при желании и наличии соответствующего исследовательского материала могут также опубликовать статью в журнале ВАК «Филология и культура. Philology and Culture». За прошедшие годы в нём было опубликовано несколько десятков статей участников Конференции.
С 2022 года в рамках Саммита традиционно проводится Лингвометодический фестиваль «Языковые тренды и методические инновации» (далее – Фестиваль) учителей русского, родных и иностранных языков с участием руководителей системы образования, ведущих учёных-методистов, учителей-новаторов, различных учительских ассоциаций и объединений. В ходе фестиваля проводятся методические мастерские, практикумы, семинары, мастер-классы, ярмарки методических идей, выступают ведущие ученые-методисты и лучшие учителя.
Если в 2023 году в Лингвометодическом фестивале «Языковые тренды и методические инновации – 2023» приняло участие 617 человек, то в 2024 году – уже 1451 человек из более шестидесяти городов Российской Федерации и четырех стран мира, в том числе Австрии, Индонезии, Казахстана и Кыргизии.
Первый день фестиваля традиционно организуется совместно с Институтом стратегии развития образования, Российским обществом преподавателей русского языка и литературы, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Ассоциацией учителей русского языка и литературы Российской Федерации, а также Ассоциацией «Содружество образовательных организаций им. А.С. Пушкина и педагогов». Он посвящается рассмотрению методических проблем изучения русского языка как государственного и как родного.
Второй день фестиваля организуется совместно с Национальной ассоциацией преподавателей английского языка России и посвящается рассмотрению методических проблем изучения иностранных языков, таких как использование разнообразного цифрового образовательного контента, смарт-технологий, технологии SCRUM, чат-ботов, аутентичных видеоматериалов, геймификации на уроках иностранного языка, создания методической цифровой копилки учителя и т.п.
Третий день фестиваля организуется совместно с Центром родных языков и культур народов Российской Федерации Российской академии образования и Федеральным институтом родных языков народов Российской Федерации. Он посвящается рассмотрению методических проблем изучения родных языков народов Российской Федерации, таких как планирование современного урока родного, прежде всего татарского языка, использование игровой технологии, Qr-кодов, TED и других инновационных технологий, развитие выразительной речи, речевой компетенции учащихся на уроках родного языка и многое другое.
По окончании Саммита каждый зарегистрированный участник получает сертификат об участии.
Уважаемые коллеги!
Организационный комитет Казанского международного лингвистического саммита KILS — 2023 благодарит Вас за плодотворное сотрудничество.
По итогам саммита опубликован Сборник статей и трудов «Современная лингвистика: ключ к диалогу»
В сборнике представлены разделы, посвященные вопросам развития лингвистики, которые обсуждались на сессиях саммита.
Научные работы в сборнике затрагивают следующие темы: традиционная лингвистика и её цифровая трансформация, клиническая и нейролингвистика, психолингвистика, палеорусистика и цифровая гуманитаристика, когнитивная лингвистика, компьютерная и корпусная лингвистика, автоматизация лингвистического анализа, языковое разнообразие и многоязычие в образовании, литература, искусство и язык в мультикультурном мире, русский язык и методика его преподавания, татарские и другие тюркские языки в поликультурном мире, теория и методика обучения иностранным языкам.
Авторами статей выступили исследователи из ведущих зарубежных и российских университетов.