Казанский международный лингвистический саммит (далее – Саммит) проводится на базе Казанского федерального университета уже в пятый раз. В 2024 году он посвящается 220-летию Казанского федерального университета. Соорганизаторами Саммита являются Институт языкознания и Институт лингвистических исследований Российской академии наук, Российская академия образования. В качестве партнеров Саммита выступают Министерство образования и науки Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан, Институт стратегии развития образования (ИСРО), Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации (ФИРЯ), Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), Ассоциация учителей русского языка и литературы Российской Федерации (АССУЛ), Национальная ассоциация преподавателей английского языка России (НАПАЯЗ), Ассоциация «Содружество образовательных организаций им. А. С. Пушкина и педагогов» (СООИАСПП).
В прошлом году на Казанский международный лингвистический саммит официально зарегистрировались более 2000 участников из более 20 стран мира (страны СНГ, Алжир, Грузия, Египет, Китай, Колумбия, Израиль, Индия, Ирак, Испания, Марокко, США, Франция, Хорватия, Эквадор и другие), а также из более 80 городов Российской Федерации.
В Саммите-2023 приняли участие советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку Толстой В.И., Председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Зарипов А.Р., директор Института языкознания РАН, профессор А.А. Кибрик, директор Института лингвистических исследований РАН, член-корреспондент РАН Е.В. Головко, руководители ведущих научных институтов Российской академии наук, ведущих университетов и ведомств, общественные деятели, ученые, педагоги, школьные учителя.
Перед участниками Лингвометодического фестиваля «Языковые тренды и методические инновации – 2023» выступили доктор филологических наук, профессор, руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по иностранным языкам ФБГНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Вербицкая М.В., доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Московского педагогического государственного университета, председатель Центральной предметно-методической комиссии по русскому языку Всероссийской олимпиады школьников, председатель жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Григорьев А.В., доктор педагогических наук, профессор заведующий кафедрой методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала «Литература в школе» Чертов В.Ф., другие ученые и педагоги-инноваторы.
16-18 октября 2024 года в рамах V Казанского международного лингвистического саммита состоится Лингвометодический фестиваль «Языковые тренды и методические инновации – 2024» (далее – фестиваль) учителей русского, родных и иностранных языков с участием руководителей системы образования, ведущих учёных-методистов, учителей-новаторов, различных учительских ассоциаций и объединений. В ходе фестиваля планируется проведение методических мастерских, практикумов, семинаров, мастер-классов, ярмарки методических идей и т.п.
22-24 октября 2024 года в Казани состоится крупнейшее международное мероприятие – XVI саммит БРИКС с участием руководителей нескольких десятков стран мира, том числе Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя КНР Си Цзиньпиня, Премьер-министра Индии Нарендра Моди, президента Бразилии Луиса Инасиу Лула да Силва и многих других. Учитывая это, а также факт усиленной подготовки города и Республики Татарстан к данному мероприятию оргкомитет Саммита принял решение о проведении Лингвометодического фестиваля в этом году В ОНЛАЙН ФОРМАТЕ, что, в свою очередь, привлечёт к нему ещё больший круг участников со всей России.
ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ:
Все мероприятия в рамках фестиваля будут проводиться в онлайн-формате на платформе МТС-Линк (https://mts-link.ru/).
Ссылки на подключение к мероприятиям будут направлены электронным письмом всем зарегистрировавшимся участникам.
Обучающие материалы по работе в данной системе доступны на сайте платформы МТС-Линк. Для оптимальной работы на данной платформе рекомендуется использовать ноутбук или персональный компьютер и не ограничиваться подключением через браузер, а установить на устройство приложение «МТС-Линк» по данной ссылке.
Также на платформе доступен вариант подключения к сессиям с использованием мобильных устройств: для этого на мобильное устройство предварительно следует установить приложение «МТС-Линк».
Первый день фестиваля (16 октября) организуется совместно с Российским обществом преподавателей русского языка и литературы, а также Ассоциацией учителей русского языка и литературы Российской Федерации. Он посвящается рассмотрению методических проблем изучения русского языка как государственного и как родного: использование цифровых образовательных технологий, подготовка к ЕГЭ по русскому языку, работа с одаренными детьми в рамках олимпиадного движения и т.п. Планируются самые различные мероприятия, в том числе выступления ведущих ученых-методистов и лучших учителей, в частности:
профессора, заведующего кафедрой русского языка Московского педагогического государственного университета, главного редактора журнала «Русский язык в школе», автора учебных пособий для вузов и общеобразовательных школ, школьного морфемного словаря по русскому языку, члена комиссии по разработке концепции преподавания русского языка и литературы при Государственной Думе РФ, члена Словообразовательной комиссии при Международном комитете славистов Наталии Анатольевны Николиной;
заместителя заведующего лабораторией филологического общего образования Института стратегии развития образования (г. Москва), члена Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ, одного из разработчиков «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», одного из авторов учебно-методических комплексов по русскому языку для 7, 8, 9 классов под редакцией Н.М. Шанского, для 5 и 6 классов школ с русским неродным языком обучения под редакцией Е.А.Быстровой, для 5-9 классов основной общеобразовательной школы, а также по русскому родному языку для 1-9 классов Ольги Макаровны Александровой;
доктора педагогических наук, профессора кафедры образовательных технологий в филологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), директора Центра дополнительного профессионального образования «Альфа-Диалог», автора учебного пособия «Методика преподавания литературы: уроки в основной школе», научного руководителя образовательной программы «Всероссийская филологическая школа», члена Президиума «Общества русской словесности», председателя Научно-методического совета по преподаванию русского языка и литературы при Ассоциации учителей русского языка и литературы Российской Федерации Елены Робертовны Ядровской.
Второй день фестиваля (17 октября) организуется совместно с Национальной ассоциацией преподавателей английского языка России (НАПАЯЗ) и посвящается рассмотрению методических проблем изучения иностранных языков, таких как использование разнообразного цифрового образовательного контента, смарт-технологий, технологии SCRUM, чат-ботов, аутентичных видеоматериалов, геймификации на уроках иностранного языка, создания методической цифровой копилки учителя и т.п. Планируется широкий круг мероприятий, в том числе выступления ведущих ученых-методистов и лучших учителей, в частности:
доктора филологических наук, заслуженного профессора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Президента факультета иностранных языков и регионоведения, заведующего кафедрой теории преподавания иностранных языков МГУ, основателя и президента Национального Объединения прикладной лингвистики в России (НОПриЛ), а также Национального объединения преподавателей английского языка России (НОПАЯз) – коллективного члена Международных ассоциаций ТЕSOL и IАТЕFL, автора более 200 научных и методических работ, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе 10 монографий и 6 учебников, среди которых такие книги, как «Английский без учителя», «Russian English: History, Features and Functions» Светланы Григорьевны Тер-Минасовой. Под её научным руководством вышла серия учебников «Английский язык для общеобразовательных школ: 2-11 классы».
кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместителя руководителя комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам Федерального института педагогических измерений Ирины Анатольевны Басовой.
Третий день фестиваля (18 октября) организуется совместно с Центром родных языков и культур народов Российской Федерации Российской академии образования и Федеральным институтом родных языков народов Российской Федерации. Он посвящается рассмотрению методических проблем изучения родных языков народов Российской Федерации, таких как планирование современного урока родного, прежде всего татарского языка, использование игровой технологии, Qr-кодов, TED и других инновационных технологий, развитие выразительной речи, речевой компетенции учащихся на уроках родного языка и многое другое.
С подробной информацией о спикерах фестиваля Вы можете ознакомиться здесь.
По окончании фестиваля каждый зарегистрированный участник получит сертификат об участии в V Казанском международном лингвистическом саммите.
Приглашаем Вас принять личное участие в мероприятиях Лингвометодического фестиваля. Вы сможете узнать много нового и полезного для дальнейшего повышения своей профессиональной квалификации.
В рамках сессии «Клиническая и нейролингвистика, психолингвистика» свои доклады представили ученые из разных вузов России (МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, Московский городской педагогический университет, Волгоградский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, а также коллеги из Сианьского университета иностранных языков (Китай). Проблемы, обсуждавшиеся в ходе секции, были весьма разнообразны (психолингвистическое исследование ценностей; различные аспекты формирования детской речи в норме и патологии; проблемы афазиологии; поликанальная коммуникация и проблемы перевода с жестовых языков и на жестовые языки; исследования на стыке лингвистики и арт-терапии; современные методы исследований в психо- и нейролингвистике). В качестве ведущего эксперта выступила Вера Анатольевна Пищальникова, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и сравнительного языкознания, зав. лабораторией психолингвистики Московского государственного лингвистического университета. Особый интерес вызвали доклады, посвященные возможностям применения среды программирования R и Orange Data Mining для систематизации и статистической обработки психолингвистических данных, проблеме перевода лингвистических терминов на русский жестовый язык, айтрекинговым исследованиям в лингвистике.